Глава 2. Численное моделирование осесимметричного напряженно-деформированного состояния шин.
Описанная в первой главе постановка задачи определения НДС шины реализована в виде программ на Фортране. Отметим, что работа по отладке программ без поддержки ИНТАС не могла бы быть выполнена. Пространственная дискретизация осуществлена вариационно-разностным методом [12,17], который близок к МКЭ с изопараметрическими элементами. Этот метод для областей с криволинейными границам был предложен в [24] и подробно описан в [17]. Программная реализация осуществлена как для случая осесимметричной деформации, так и для трехмерного случая. Из вариационно-разностного метода на каждом шаге нагружения получается система линейных уравнений, которая решается итерационным методом в трехмерном случае и методом Холецкого в двумерном. Ниже приводятся результаты некоторых расчетов, демонстрирующих возможности разработанной методики и программ.
1. Осесимметричное напряженно-деформированное состояние шин
В данном пункте приведены тестовые расчеты осесимметричной краевой задачи теории упругости о нагружении шины nвнутренним давлением [18,19]. На рис. 2 приведена сетка для области меридионального сечения, соответствующей геометрии шины. Сетка, показанная на рис. 2, является довольно грубой. Однако на ней видно сгущение сетки в подобласти 1, где находятся брекер и резинокордная ткань. В таблице 1 приведены значения, полученные расчетным путем, нормальной к поверхности шины компоненты напряжения  в задаче о нагружении шины внутренним давлением. Значения даны в узлах, расположенных на внутренней и внешней поверхности и отнесены к действующему давлению. Число узлов по толщине равно 12, а в другом направлении - 81. Узлы с номерами 10-20 расположены между точками E и F , а 41-49 - между G и H. Исторически первый тест - это решение краевой задачи теории упругости для однородного материала с упругими (безразмерными) постоянными: , что соответствует (все величины, имеющие размерность напряжения, отнесены к внутреннему давлению). Эти данные показывают точность вычислений, так как значения нормального к поверхности напряжения должны равняться внешнему давлению на внутренней поверхности ( =1 ) и нулю на внешней. Первая колонка таблицы содержит данные, полученные при решении линейной задачи, последующие - нелинейной и соответствуют первому, пятому и пятнадцатому шагам нагружения. Расчеты сделаны на сетке 15х81.
Таблица 1

На рис. 4a, 4b и 4c приведены компоненты напряжения, полученные при решении однородной краевой задачи теории упругости в линейной и нелинейной постановках. Эти напряжения взяты вдоль серединной линии меридионального сечения. Значения ,

отнесены   к значению внутреннего давления. Точке 0.89 соответствует граница крепления шины на ободе колеса. На рисунках "лин" и "нелин" обозначают, получено решение в геометрически линейной или нелинейной постановках. При этом внутренне давление задано так чтобы деформация не превышала 10 процентов. Различие в напряжениях наблюдается в областях, где деформации достигают своего максимума. Различие результатов приводит к выводу о необходимости использования геометрически нелинейной постановки задачи.
Второй тест - это уже решение неоднородной задачи с анизотропными эффективными упругими свойствами, характерными для каркаса и брекера. Расчеты сделаны на сетке17х65. Безразмерные константы для резины были выбраны: , что соответствует . Для кордных нитей каркаса  и для кордных нитей брекера 

 


Рис. 4а - 


Рис. 4b - 


Рис. 4с - 

Безразмерное внутренне давление - 0,05. Упругие размерные константы отнесены к удвоенному модулю сдвига резины. Направляющие угли каркасных нитей составляют 0 градусов относительно меридиана шины, а направляющие углы брекерных нитей градусов. Объемная концентрация для волокон каркаса взята 0.3, для волокон брекера - 0.2. Осредненные упругие константы для каркаса и брекера получились равными:

для каркаса: ,

;
для брекера:  ,.
На рис. 5a, 5b и 5c сравниваются напряжения , и вдоль линий AB, FL, CD, GI и HN (см. рис. 2), где точки 0 и 0,15 - границы области каркаса, а 0,32 и 0,51 - брекера. Результаты показывают, что наибольшие значения напряжения находятся в области брекера и каркаса.
Из рис. 5 наблюдается повышение значение напряжение в области, где присутствует только каркас. Значение напряжение  максимально в области брекера (рис. 5b), а значение  - в области каркаса (рис. 5c).

Рис. 5а - 


Рис. 5b - 


Рис. 5с - 










На рис. 6a и 6b в направление AB (см. рис. 2) сравниваются значения (i=1,2) полученные при решении краевых задач об осадке шины о жесткую поверхность для плоского деформированного (поверхность - плоскость) и осесимметричного состояний (цилиндрическая жесткая поверхность). Эти задачи являются модельными и призваны приближенно оценить НДС в меридиональном сечении, находящемся в центре площадки контакта. На фигурах графику 1 соответствует решение осесимметричной задачи с реальным радиусом шины, графику 2 - с пятикратным увеличением радиуса шины, а графику 3 - задачи для плоского деформированного состояния, где - нормаль к внутренней поверхности. Видно, что для шины внутренним диаметром, увеличенным в 5 раз, решения, полученные в рамках плоско деформированного и осесимметричного состояний, близки. Поэтому такое решение близко и к решению трехмерной задачи. Однако, для реального диаметра колеса из графиков можно сделать вывод, что решение задачи об осадке, полученное в предположении об осесимметричности НДС, не является достаточно точным. Для достоверного решения задачи об осадке шины о твердую поверхность необходимо решать трехмерную краевую задачу.

 

Рис. 6а -: _____ 3,  _ _ _   2, -------    1


Рис. 6 - : ____ 3,  _ _ _ 2, -------1




Рассмотрим третий тест, в котором сравниваются решения геометрически нелинейной задачи об упругой однородной шине под действием внутреннего давления. Этот тест был призван проверить трехмерную программу. В таблицах 2, 3 сравниваются напряжения, полученные решением этой задачи как трехмерной и как осесимметричной. Напряжения приведены вдоль линии AB  на рис. 2. Значения напряжения отнесены к значению давления. Расчеты сделаны на сетке9х9х65. Сравнение показывает совпадение расчетов.

Tаблица 2
 
 1 шаг инеаризации
Осесим.
3D
Осесим.
3D
осесим.
3D
-9,43E-01
-9,39E-01
-8,25E-01
-7,62E-01
-6,32E-01
-8,34E-01
-2,97E-01
3,81E-02
-1,42E-01
-9,39E-01
-9,35E-01
-8,21E-01
-7,58E-01
-6,28E-01
-8,30E-01
-2,93E-01
4,14E-02
-1,38E-01
3,34E+00
3,40E+00
3,50E+00
3,56E+00
3,65E+00
3,63E+00
3,87E+00
4,05E+00
4,13E+00
3,35E+00
3,41E+00
3,51E+00
3,57E+00
3,66E+00
3,64E+00
3,87E+00
4,06E+00
4,14E+00
4,91E-01
8,95E-01
1,31E+00
1,66E+00
2,03E+00
2,33E+00
2,94E+00
3,70E+00
4,57E+00
4,93E-01
8,97E-01
1,32E+00
1,66E+00
2,03E+00
2,33E+00
2,94E+00
3,70E+00
4,57E+00

Таблица 3.
 
5 шаг линеаризации
Осесим.
3D
Осесим.
3D
осесим.
3D
-9,18E-01
-9,12E-01
-7,94E-01
-7,28E-01
-5,94E-01
-7,87E-01
-2,46E-01
9,01E-02
-7,26E-02
-9,14E-01
-9,08E-01
-7,90E-01
-7,24E-01
-5,90E-01
-7,84E-01
-2,42E-01
9,32E-02
-6,94E-02
3,38E+00
3,44E+00
3,54E+00
3,60E+00
3,68E+00
3,65E+00
3,89E+00
4,08E+00
4,16E+00
3,39E+00
3,45E+00
3,54E+00
3,60E+00
3,68E+00
3,66E+00
3,90E+00
4,08E+00
4,16E+00
8,68E-01
1,26E+00
1,67E+00
2,00E+00
2,36E+00
2,64E+00
3,25E+00
4,01E+00
4,92E+00
8,71E-01
1,26E+00
1,67E+00
2,01E+00
2,36E+00
2,65E+00
3,26E+00
4,01E+00
4,92E+00